Владимир Сафонов: тренер с портфелем
Долгожданное назначение главного тренера юношеской (U-18) сборной Беларуси наконец состоялось. Перетасовав колоду кандидатов, в которой значились и зарубежные специалисты, ФХРБ остановила выбор на хорошо известном в Беларуси первом наставнике национальной сборной Владимире САФОНОВЕ, последние годы трудившимся на благо ярославского хоккея в клубной системе тамошнего “Локомотива”. |
— Поздравляем с назначением! Правда, принять предложение ФХРБ вы не торопились…
— Думаю, вы меня поймете: все-таки ярославскому клубу отдан не один год жизни, там была создан селекционный центр, в который вложил душу, расставаться с таким всегда тяжело. С другой стороны, в Минске дом и семья, поэтому в итоге склонился к принятию предложения Владимира Наумова. Тем более что фронт работ для меня не нов.
— В принципе он примерно такой же, какой был у вас в Ярославле?
— Не совсем, есть своя специфика. Там я отвечал за аналитику и селекцию состоявшихся профессионалов, последним приобретением стал словак Радек Бонк. За юношеское направление был ответственен Николай Бут, отец известного хоккеиста. Здесь же мне предстоит работа с юношами и создание некоего центра подготовки молодых талантов для той же юношеской, молодежной и в конечном итоге национальной сборных. Это тоже не в новинку: в свое время подобную структуру создавал в Польше. И польскому хоккею она принесла вполне осязаемую пользу, жаль, что позже идею загубили. Надеюсь, в Беларуси это начинание организуют всерьез и надолго. Тем более тренировочная база будет отменной — одна “Минск-Арена” с тренировочным хоккейным льдом чего стоит! Поначалу планируется арендовать один из пансионатов вблизи столицы для проживания воспитанников, позже есть намерение возвести для них свой комплекс. Будем искать талантливых ребят и внутри страны, и в той же России…
— Раз речь о сборных, значит, от идеи “паспортизации” россиян отказываться не намерены?
— Натурализация, во-первых, не затронет интересов талантливых белорусских ребят, а во-вторых, будет точечной, а не огульной. Внимание уделим действительно талантливым, какими в свое время были Борщевский, Шипицын, Захаров…
— Но таких у российских клубов не очень-то уведешь — все под контролем и на контрактах.
— Раньше — возможно, но не сейчас, когда введен драфт КХЛ. Планируется, что в следующем году клубы смогут защитить только трех молодых талантов, а интересных юношей в любом случае будет больше. Уверен, многие из них с удовольствием согласятся работать и совершенствоваться в хороших условиях, имеющихся в Минске. Тем более что в следующем сезоне планируется заявить белорусскую команду и в чемпионат Молодежной хоккейной лиги.
— Но это — перспектива. Насколько вы представляете материал, с которым вам предстоит работать уже сейчас?
— Не скажу, что абсолютно, но некоторое представление имею. Белорусских ребят 1993 года рождения я видел на турнире в Минске, когда они достойно противостояли россиянам. Более подробное знакомство состоится уже в начале августа на сборе в Раубичах, после которого мы отправимся на турнир юношеских команд в Омск.
— Формирование штаба, несомненно, оставят за вами…
— Пока его состав обдуман вчерне, только в части ассистентов. Думаю привлечь Павла Перепехина, помогающего Василию Спиридонову в молодежной сборной, а также Андрея Заливако, который успешно работал с этим возрастом.
— Много говорится о необходимости тесного контакта наставников сборных разных возрастов, но пока он не налажен…
— Согласен, это важно. Причем не только на уровне тренеров сборных, но и на уровне тренеров хоккейных школ. Но, думаю, полномочия председателя тренерского совета, которым меня сегодня назначили, позволят наладить такой диалог. С Василием Спиридоновым знаком давно, мы с ним часто общались и прежде, в том числе и в минувшем сезоне, когда он возглавлял “Динамо”. И у Глена Хэнлона, знаю, есть ряд интересных идей, касающихся системы подготовки молодых белорусских игроков. Важно свести это воедино, определить почерк, который будет присущ национальной сборной и в соответствии с этим готовить хоккеистов с детского возраста, как это делается в тех же Швейцарии, США, Канаде. Опыт этих стран известен и изучен, так что технических сложностей минимум. Главное — обойтись без шараханий и запастись терпением.